Вход

" - Поморы- это сталь земли русской" - граф, председатель Комитета и Совета министров, член Государственного Совета Российской империи, почетный гражданин Архангельска С. Ю. Витте

Воспитание гуманной личности младшего подростка средствами поморской педагогики

Фото: www.gumilev-center.ru
Фото: www.gumilev-center.ru
Современное общество переживает период глубоких социально-культурных изменений. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых случаях противопоставления национальных интересов, культур, традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми социальными конфликтами. Проблема воспитания взаимного уважения, доброжелательности, терпимости сегодня актуальна как никогда.

Школа как неотъемлемая часть общества чутко реагирует на все изменения социальной обстановки. Прагматический подход к образованию в ряде случаев вызвал ослабление внимания к мировоззренческим и нравственным аспектам. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития целостной гуманной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

Главная задача школы на данный момент состоит в том, чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Именно сейчас в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Базовая идея философско-методологических и теоретико-методических концепций национально-региональной системы образования - существование и формирование личности в определенной культурной среде, свойственной именно данному региону, что предполагает максимальную активизацию культурных средств региональной среды в реализации целей образования и воспитания. Современное общество нуждается в человеке, сориентированном на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, следуя целям национального образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются гуманизм и осознание себя как представителя определенного этноса (субэтноса).

Таким образом, школа находится в активном поиске концепции воспитания и образования, реализующие обе цели - воспитать гуманную личность и воспитать человека как представителя определенной культуры.
Региональная культурная среда Поморья обладает богатым педагогическим потенциалом, раскрытие и использование которого призвано наиболее эффективно реализовать цели воспитания и образования личности, ориентированной на традиционные ценности региональной культуры и общечеловеческие ценности.

Одно из свойств региональной среды - воздействовать на формирование определенных качеств личности, особенностей мышления, стереотипов поведения, того, что составляет суть менталитета человеческой общности данного региона. Поэтому одной из важнейших функций региональной среды является гуманизирующая. Наиболее сензитивным возрастом для формирования основ гуманизма является младший подросток 10-12 лет, поскольку в этом возрасте формируется характер, установки, стереотипы поведения и мышления, мировоззрение личности, развивается способность к культурной самоидентификации. Очень важно именно в этот период заложить в ребенке основы осознания своеобразия родной культуры, чувство гуманности.

Основа формирования гуманной личности видится в использовании педагогического потенциала региональной среды. Под педагогическим потенциалом понимается совокупность компонентов региональной культуры, имеющих ценностную и этническую направленность, отраженную в образовательно-воспитательной деятельности.

Средством формирования гуманной личности следует определять культуру Поморья, где под «региональной культурой» (В.В. Ануфриев) понимается « субкультура, сложившаяся в определенном пространстве, необходимом и достаточном для осуществления и воспроизводства человеческой деятельности. Его размеры определяются потребностями индивидов и социальных групп, прежде всего национально-этнического характера, в самоопределении». По мнению автора данного определения, культура Поморья - органическая часть национальной русской культуры, русского этноса, и потому она обладает всеми основными компонентами общенациональной культуры, являясь одновременно одним из наиболее интересных национальных вариантов русской культуры.

Список литературы
Ануфриев В.В. Феномен культуры Русского Севера. — Архангельск: 11 1д-ВО ПМПУ, 1995. —215 с. 2.
Щекина С.С. Поморский народный идеал совершенного человека. —http://www.hnh .ru/culture/2011-04-2.
Бернштам Т.А. Народная культура Поморья в XIX — начале ХХ в. Этнографические очерки. — Л.: Наука, 1983. — 328 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005. —449 с.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. — 560 с.
Пряжников Н.С. Право на нравственность. Этические проблемы Практической психологии // Психологическая наука и образование. —1999. — N 1. — С. 5-8.
Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 208 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детство-Пресс, 1999. — 304 с.

Материал взят из сборника "XV Ломоносовские чтения"

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Воспитание гуманной личности младшего подростка средствами поморской педагогики